Что такое Йога? Слово
йога имеет множество самых разных значений и происходит от корня yuj,
что переводиться как: упряжка, крепко держать, соединять, связывать.
Кстати, от этого праиндоевропейского корня происходят множество слов и в
других мировых языках. Вообще же санскритские слова очень емкие и
многозначные, например у слова йога около 20-ти словарных значений.
Таким образом, слово йога в основном рассмотрении означает "единение",
"сосредоточение", "обуздание", "слитие воедино". Раз речь идёт о
единении, слиянии, то возникает закономерный вопрос - что под этим
подразумевается? Единение чего с чем? Традиционный ответ -
единение Брахмана и Атмана, то есть источника всего сущего или некоего
истинного уровня реальности с его проявлением в каждом из человеческих
существ. Ни больше, ни меньше. Здесь намеренно не приводится никакой
другой формулировки, поскольку есть люди верующие, неверующие, буддисты,
христиане, научные атеисты в конце концов, и каждый из них имеет своё
собственное мнение относительно принципов мироздания и "источника всего
сущего". Йога не требует от адепта принадлежности к определённой
конфессии, хотя исторически сложилось, что свое развитие йогические
практики получили в контексте духовных учений Востока - индуизма,
буддизма, даосизма, и это влияние существенно, особенно на "продвинутых"
этапах практики, связанных с визуализациями, мантрами и т.п. Великие
учителя Йоги никогда не отрицали значение других религиозных конфессий,
хотя с другой, "западной", стороны отношение было не всегда однозначным.
Помимо своего этимологического значения, слово "йога" несёт в
себе и ещё один, более широкий и известный смысл. А именно, в
"популярном" понимании, йога - это система методов и практик работы с
телом и сознанием. И наконец главное - в классическом трактате по йоге - "Йога Сутрах", приводиться знаменитое определение: Yoga cittavritti nirodhah "Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций сознания"
В поэтическом переводе отечественного ученого Б.В. Мартынова: "Йога -
мыслеверти прекращенье", т.е. устранение постоянного потока беспокоящих и
отвлекающих мыслей. Для чего? Об этом следующая строфа: Tada drastuh svarupe avasthanam "Тогда Зрящий в своей сущности остается"
"Зрящий" - это наша истинная природа, то, что древние называли Бог.
Йоги считают, что каждый из нас обладает ей, но она находится "в спящем
состоянии", "заглушенная" суетой беспокойного ума и привязанностями
человеческого эго. Автор Йога Сутр (ученые относят этот текст ко
2-3 векам нашей эры) - индийский мудрец Патанджали описывает восемь
составных частей йоги. По порядку это: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма,
Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Рассмотрим их подробнее: Яма
- это этические предписания, хотя в более глубоком понимании их скорее
можно трактовать не как какие-то религиозные догмы, а как практику
самоконтроля по отношению к своему функционированию в социуме. Включает:
отказ от насилия, честность, воздержание от ненужных трат энергии (в
том числе и сексуальной энергии) и непривязанность к материальным вещам.
Нияма - следующая группа предписаний: внешняя и
внутренняя чистота тела, удовлетворённость тем что имеешь, настойчивость
в практике, изучение священных текстов или самообучение,
непривязанность к плодам своей деятельности и посвящение результата
действий Ишваре (Высшей реальности или Богу). Асана -
поза, должна обладать устойчивостью и удобством. Это достигается
расслаблением и сосредоточением на Бесконечном. Практика асан
минимизирует влияние любых негативных факторов на тело. Асаны бывают
"тренировочные" - для очищения и укрепления энергетических центров и
каналов "тонкого" тела (посредством очищения, укрепления и гармонизации
физического тела), и "медитативные" - это падмасана ("поза лотоса") с
вариантами. Патанджали описывает только несколько последних,
предназначенных для сидячей медитации, а разнообразные "йогические
навороты" описаны в других классических текстах, например в "Гхеранда
Самхите". Пранаяма - практики осознанного регулирования
дыхания, с целью контроля и гармонизации течения тонкой энергии -
"праны", что в свою очередь помогает овладеть своим сознанием и
расширить границы восприятия реальности. Пратьяхара -
полное стягивание внимания "во внутрь". Как черепаха втягивает под
панцирь свои лапы, йогин при необходимости втягивает чувства восприятия
внешних объектов и сосредотачивается на внутреннем. Дхарана - сосредоточение, концентрация на объекте или процессе практики. Дхьяна - "углубление" концентрации и формирование непрерывного потока между воспринимающим и объектом сосредоточения. Самадхи
- "вовлечение" в объект (в данном случае - высшую реальность,
изначальное состояние ума, Божество) и полное погружение в него,
состояние единства с ним. На русский можно перевести как "самостность",
"свершение", "завершение". (состояние медитации) Последние три
пункта Патанджали включил в раздел "Совершенных способностей". И в
совокупности дхарана, дхьяна и самадхи, есть самьяма. Посредством
самьямы над выбранным обьектом, можно постичь свойства этого объекта и
обрести вследствии этого определённые качества или способности. Например
путём самьямы над луной приходит знание расположения звёзд, а благодаря
самьяме на пупочной чакре, приходит знание строения тела. Грубо говоря
адепт начинает воспринимать реальность вне зависимости от каких либо
ограничений (пространства, времени и т.п.) Помимо описанного
здесь, сущесвует ещё масса существенных деталей и нюансов относительно
каждого из восьми пунктов. Помимо особенностей ямы и ниямы, можно
добавить, что искусство владения асанами - это целая наука, как впрочем и
пранаяма. А например самадхи имеет несколько уровней или видов. А в
качестве обьекта созерцания можно выбрать любой объект и в конечном
итоге невероятно расширив сферу восприятия охватить бесконечность и
прийти к полной тождественности с ней. Искусство йоги постигается
постепенно, и невозможно достичь высших целей без упорной практики
первых ступеней - ямы и ниямы как мировоззрения и асаны с пранаямой как
практики для тела, формирующей состояние сознания. "Йога Сутры"
Патанджали является одним из наиболее авторитетных источников для всех
практикующих индийскую йогу. Считается что в этом тексте Патанджали
систематизировал и описал основные принципы этой древнейшей традиции,
которые до этого тысячи лет передавались лишь устно, от учителя к
ученику. Текст посвящен основам йогического мировоззрения, целям
практики йоги, принципам работы созания, разным ступеням медитации, т.е.
относится скорее к Раджа Йоге. Краткий исторический экскурс.
Самые первые свидетельства о йоге из ныне известных - раскопки
древнейших индийских городов Мохенджо Даро и Харраппа. В результате этих
раскопок, среди прочего, были найдены печати, например так называемая
печать Пашупати (относят к 3-му тысячелетию до нашей эры), на которой
изображено некое Рогатое Божество, предположительно "прото-Шива" сидящий
в йогической позе. Этот и некоторые другие факты дают основания
предполагать, что йогические техники имеют весьма древнее происхождение.
Изображения подобных поз можно встретить и в раскопках других древних
цивилизаций, например на территории Латинской Америки.
Источник: |