ЛАО-ЦЗЫ
Лао-цзы (вторая половина VI — первая половина V в. до н. э.) —
основатель философской школы даосизма. Мировоззрение Лао-цзы
противоречиво. С одной стороны, он признавал окружающую человека природу
единственным бытием, а с другой — исходил из существования
невоспринимаемого органами чувств дао — вечного, неизменного,
бесформенного, непознаваемого начала. Это начало он рассматривал как
подлинную основу всех вещей и явлений природы, но вместе с тем
отождествлял его с небытием. Одно из главных требований дао по
отношению к человеку составляет «недеяние» (увэй — созерцательное
отношение к действительности) или «следование естественности», вносящее
значительный элемент фатализма в индивидуальную и общественную
деятельность людей. Оно распространяется и на сферу их познавательной
деятельности. Идеи Лао-цзы изложены в книге «Даодэцзин», которая,
как полагают исследователи философской мысли Древнего Китая, появилась в
IV—III вв. до н. э., будучи составлена последователями философа (эта
книга называется также «Лао-цзы»). Воззрения, изложенные в ней, оказали
огромное влияние на последующее развитие философских идей в Китае, как
материалистических, так и идеалистических. Понятия:
Дэ — опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и в поведении
человека. Ци — мельчайшая телесная частица, появляющаяся в
результате опредмечивания дао. Легкие, светлые частицы ци образуют
мужское начало ян, или янци, а тяжелые, темные — женское начало инь, или
инъци. Сочетание этих частиц порождает, согласно учению даосов, все
сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь «возвращается к
своему корню», т. е. снова распадается на первоначальные частицы.
Жэнъ — человеколюбие. Ли — ритуал.
Источник: |