Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного
эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее
употребительное из них - даршана ("интеллектуальное, духовное
видение"). Обычно даршаны делятся на ортодоксальные(признающие авторитет
вед) и неортодоксальные. Основных ортодоксальных школ выделяют шесть: санкхья и
йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы - локаята и
адживика. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли одна
другую. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и
комментирования базового текста - сутры.
Санкхья ("число, исчисление, размышление") была
весьма популярна в древности, к XV веку ее традиция практически прекратилась.
Школа разрабатывала систему онтологического дуализма и выделяла два вечных
начала: единую и изменчивую природу-пракрити - основу мира и вечные неизменные
духовные сущности- пуруши, которые воплощаются в живых существах. При нарушении
равновесия трех сил-гун, пракрити разворачивается в целый ряд типов
сущего-таттв. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения и способы
правильного познания. Санкхья была теоретическим фундаментом йоги - другой
ортодоксальной даршаны, которая разработала восемь стадий пути, ведущих к
духовному освобождению. Особенно большой глубины она достигла в трактовке
психологических категорий.
Ньяя ("способ, метод, рассуждение") занималась в
основном методологией мышления, которое позже развилось в логику. В системе
традиционного индуистского образования ньяя считается одним из важнейших
предметов, наряду с грамматикой. Главным предметом рассмотрения школы вайшешика
(от вишеша "особенное") была реалистическая онтология, то есть учение
о бытии. В нем выделялись два пласта: космологический и рефлексивный. Детально
разработана также атомистическая теория материи. Общий теоретически фундамент и
сходство в теории познания привели к слиянию этих двух школ (синкретическая
ньяя-вайшешика).
Миманса ("исследование") сложилась на гребне
брахманизма и явилась его философским осмыслением. Эта школа сыграла особую
роль в истории индуизма, так как она смогла предложить целостную трактовку
всего колоссального объема ведийских ритуалов, уделяя главное внимание при этом
вопросам философии языка.
Веданта ("завершение вед")- одна из самых
популярных даршан возводила свое учение непосредственно к упанишадам. Она
представлена несколькими направлениями: адвайта (недвойственная) веданта,
вишита-адвайта (ограниченный недуализм) и др. и жива до сих пор. Ее главные
темы - соотношение абсолюта и мира, абсолюта и человека и пути достижения мокши
- освобождения от тягот бытия.
Главные символы индуизма
Лотос - один из древнейших и ведущих символов индуизма. Его цветы ракрываются
при свете солнца, а многочисленные лепестки напоминают его лучи. Вот почему
лотос стал эмблемой солнца и животворной космической силы, несущей жизнь, а
также незапятнанной чистоты и духовного совершенства. Лотос стал символом и
атрибутом многих солнечных божеств - Сурьи, Вишну, Лакшми, которые часто
изображаются восседающими на лотосовых тронах. Как символ плодородия он связан
и с Богиней-матерью, передавая образ творящего лона и особой сакральной силы.
Часто используются в иконографии розетки, медальоны и орнаменты с лотосами.
Янтра (букв. амулет, магический рисунок) - диаграмма,
которая может обозначать божество или служить своеобразной картой, помогающей
освоить или усилить медитацию. Для обращения к каждому почитаемому божеству
предписывается определенная янтра.
Свастика - знак благопожелания и благоденствия. Свастика
представляет собой крест с концами, загнутыми по часовой стрелке или против нее
(право- и левостороння свастика). Правостороння свастика расценивается как
благопожелательная, левая - как злонамеренная. С глубокой древности свастика
была знаком солнца и света, а значит, жизни и благоденствия.
Ом - звук и слог, его изображающий, с древности
использовался, как несущий благо. Является символом тотальности, вселенской
целостности и непрерывности; считается источником всех звуков и главной
мантрой. Его смысл стремятся постичь йоги в глубокой медитации; его произносят
в начале и в конце всех значимых дел, в заглавиях текстов и т.п.
Праздничные ритуалы в индуизме
Праздники вобрали в себя все виды религиозных действий, начиная от
жертвоприношений ведийских ариев и кончая современными театрализованными
действами. Праздники-богослужения составляют важную часть жизни любого
индуиста. Они проводятся в честь богини богатства Лакшми, богини знаний
Сарасвати, бога воинской доблести Картикейи, слоноголового Ганеши и множества
других богов. Целый ряд праздников посвящен событиям религиозной истории,
ремеслам, упрочению родственных уз, ритуалам жизненного цикла,
сельскохозяйственным работам, астрономическим событиям и т.п. Ежегодно в Индии
отмечаются сотни религиозных праздников. Самые значительные из них - холи,
дивали, дасера, нагапанчами и др.
ХОЛИ - новогодний, самый красочный праздник, отмечаемый в
полнолуние месяца пхальгуна (февраль -март). Центральным моментом праздника
является сожжение огромного чучела или украшенного дерева. Иногда качают на
качелях статуи богов, прыгают через огонь, ходят по углям, устраивают игровые
битвы между мужчнами и женщинами. И молодые и старые посыпают друг друга
цветным порошком и поливают краской из ведер, бутылок и даже велосипедных
насосов. В эти дни особо почитается бог любви Кама, а также Кришна, любивший
играть с пастушками-гопи. Но чаще праздник связывается с мифом и именем
демоницы Холики, противницы солнечного бога; ее чучело и сжигается во время
праздника.
ДИВАЛИ (от дипавали - ряд светильников) - праздник,
связанный с осенним равноденствием и сбором урожая, а также с окончанием сезона
дождей. Его отмечают в новолуние месяца карттика (окт.-ноябрь). Главное отличие
праздника, давшее ему название - использование огней, плошек с фитилями,
фонариков, гирлянд, лампочек и т.п. светильников. Каждый дом, каждая улица и
город озаряются огнями. Сейчас устраиваются фейерверки, взлетают ракеты,
взрываются хлопушки. Все это делается для того, чтобы распугать злых духов.
Считается, что в эти дни духи предков посещают свои дома. В большинстве
областей этот праздник посвящен богине счастья Лакшми, благосклонности которой
старается добиться каждый.
ДАСЕРА - праздник отмечаемый почти во всей Индии, примерно
соответствующий осеннему равноденствию. Его празднуют в первые 10 дней светлой
половины месяца ашвина( начало окт.) Особенно священной считается 10-я ночь,
давшая название празднику. Дасера примерно совпадает с окончанием сезона
дождей, когда, по поверьям, боги пробуждаются от сна и возобновляют борьбу с
демонами, а люди возобновляют прерванную сельскохозяйственную деятельность и
потому особыми ритуалами почитают всевозможные орудия и оружие. В большинстве
областей дасера посвящена богине Дурге: в честь нее совершаются кровавые
жертвоприношения животных. В некоторых областях северной Индии почитают и Раму,
одно из воплощений бога Вишну: он воспринимается как идеальный правитель, а
время его правления - как "золотой век". В честь него устраивают
драматические представления на темы "Рамаяны", называемые рамлила.
Они завершаются сожжением огромных чучел демона Раваны и его братьев. В
восточной Индии этот праздник посвящен нисхождению Ганги на землю.
Источник: |