А.Д. Пантелеев
Греческая астрономия и астрология [1]
Астрология возникла около трех тысяч лет назад и существует
до сих пор; она никогда не умирала, но оставалась одним из великих суеверий
человечества. Часто люди не понимают, почему такие астрономы, как Гиппарх,
Птолемей, Кеплер или Тихо Браге уступили ее власти и попытались, правда, без
особого успеха, по выражению Мартина Нильссона, "отмыть ее добела".
Общепризнанно, что она является частью восточных религий. Со временем
астрологические представления проникли в Грецию (обычно это связывают с походами
Александра Македонского), а затем и вытеснили "научную" астрономию
едва ли не на полторы тысячи лет. В нашем докладе мы, ни в малейшей степени не
претендую на полноту исследования, постараемся осветить основные моменты
распространения астрологии в греко-римском обществе и указать причины ее
популярности в то время.
Вряд ли в Греции существовали особые культы небесных тел,
кроме почитания Луны в Аркадии. Конечно, Солнце и Луна были богами, но богами
мифологическими. Было бы неверно считать, что греки знакомятся с астрологией
только с началом походов Александра. Уже Геродот в своей "Истории"
говорит о том, что у египтян "каждый может предугадать заранее, какую
судьбу, какую смерть и характер будет иметь родившийся в тот или иной
день" (II,82). Авл Геллий сообщает, что халдеи предсказали по звездам
блестящее будущее Еврипида его отцу (Noct. Att. XV,20). Крайне скептически о
астрологии отзывается астроном Евдокс Книдский (Cic. De div. II,87); против
нее, кажется, выступает и Платон в "Тимее" (40cd) (хотя некоторые пассажи
из "Федра" (247a, 252cd) позволяют в этом и усомниться).
Отметим, что Платону принадлежит особая роль в
распространении астрологии: когда он выступает в защиту религии от критики
софистов, особое внимание уделяется тому, что существуют боги, которые обеспечивают
постоянный порядок и строгое исполнение законов - это небесные тела. Вслед за
ним божественность небесных тел признавали почти все философские школы, начиная
с Аристотеля и стоиков. С другой стороны, широко распространенным было мнение о
том, что имено звезды ответственны за исзменения погоды на земле. Эти два
положения и стали основанием для распространения астрологии в Греции.
Из авторов IV-го века, которым известна астрология, можно
также назвать Ктесия и Демокрита. Теофраст, ученик Аристотеля, дивится науке
халдеев, которые по небесным знакам могли не только предсказывать погоду, но и
судьбу человека или даже целых народов. В эпоху эллинизма греки ближе
знакомятся с этой наукой; особую роль в этом процессе сыграли, с одной стороны,
греческие колонисты в Месопотамии, а с другой - астрономы, которые получили
доступ к вавилонским архивам астрономических записей (так, Птолемей не только
сам пользовался записями о затмениях, но и сообщает, что Гиппарх, живший во II
в. до н.э., использовал вавилонские таблички для расчета периодов вращения
планет (Almag. III,7,2; IV,2; IV,11)). Около 280 г. Бероз, жрец Бела,
переселившийся на греческий остров Кос и открывший там астрологическую школу
(из нее вышел первый знаменитый греческий астролог Архинопол), дает
систематический свод знаний об астрологии в своем сочинении
"Babyloniaca". Бероз рассматривает всю историю своей родной страны с
позиций астрологии и утверждает теорию катастроф: когда все планеты собираются
в знаке Рака или Козерога, то возникает либо мировой пожар, либо мировой потоп.
Он был не единственным вавилонским астрологом, передающим свои знания грекам -
поколением позже мы обнаруживаем в эллинистическом Пергаме предсказателя
Судина. В III в. появляются и астрологи-греки: Эпиген из Византия, который
заявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам, рассматривающий свое учение
как мистерии. Повальное увлечение астрологией начинается во II в. до н.э.,
когда пишутся популярные пособия (особенно известным было псевдоэпиграфическое
сочинение "Откровения Нехепсо и Петосириса"), и в это же время
повсюду появляются практикующие астрологи. Это увлечение не было всеобщим:
Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигает против нее веские обвинения, и
даже стоик Панэций отказывается от ее применения. Но, с другой стороны,
Гиппарх, знаменитый астроном, составивший каталог 850 звезд, принял это учение.
Плиний Старший в своей "Естественной Истории" говорит, что он не
может вознести достойную его хвалу, так как Гиппарх лучше, чем кто-либо другой,
доказал, что звезды связаны с людьми, а наши души - это часть небес. Это та
самая мистическая тенденция, которая окончательно была оформлена стоиком
Посидонием: он использовал астрологию в своей космологической и философской
системе, которая на долгое время овладела умами. Это знаменовало окончательное
закрепление астрологии в античном мире.
Авторами наиболее важных греческих трудов по астрологии были
Манефон, Критодем, Птолемей, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр,
Протагор Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион
Фиванский. Большую роль в оформлении астрологии в стройную систему сыграли
выдающиеся астрономы античности Гиппарх и Птолемей.
К тому моменту существовало несколько астрологических
систем. Самой древней из них была система вавилонская, большое значение
придававшая семи планетам, особенно луне. Греки, как и вавилоняне, основывались
на небесных знамениях, но они назвали каждую из семи планет именем особого
бога, и перенесли на планеты характеристики бога, известные из мифов. Это стало
основой для астрологических предсказаний. Наконец, была и египетская система 36
деканов (мы оставим в стороне непростой вопрос о времени ее создания).
Каковы были "научные" основы астрологии? Подобно
римскому Янусу, у астрологии было два лица: одно из них было повернуто к науке,
второе - к суеверию. В ее основании лежал мифологический принцип, переносящий
имя и характер бога на то или иное небесное тело. Основным ее достижением стало
соединение этого мифологического принципа с методами точных наук - математики и
астрономии. Оживленная полемика против нее была безрезультатна, так как она
была направлена против отдельных вопросов и не затрагивала основного изъяна -
произвольного характера этих предположений. С того момента, как астрология была
открыта греками, она, казалось бы, потеряла свою привлекательность, и в 1943 г.
Мартин Нильссон писал: "люди сейчас не понимают, как она могла руководить
человечеством в течение двух тысячелетий". Сила, с помощью которой
астрология захватила людские умы, заключается в ее наукообразности. Древние
физики полагали, что влияние небесных тел на события на земле вполне вероятно.
Микрокосм и макрокосм были связаны "симпатической связью";
"симпатия" здесь употребляется в прямом смысле слова -
взаимодействие. Это взаимодействие мыслилось строго причинным; астрология была
самым сильным выражением принципа причинности, которая казалось человеческому
разуму фундаментальной. Эта зависимость греками называлась Heimarmene, а
римлянами - Fatum. По учению стоиков, Heimarmene - это зависимость частей
космоса друг от друга, или, иными словами, план, по которому происходит
развитие вселенной. Цицерон очень четко выразил идею: "Причина, заставляет
нас признать, что всем все происходит по воле судьбы. Я называю судьбой то, что
греки называют Heimarmene, т.е. порядок и последовательность причин, в
результате которых одно событие порождает другое. Это неизменная истина с
начала веков". Астрология также приняла этот лозунг; Манилий, римский
автор I в. до н.э., автор знаменитой "Астрономики", писал:
"Судьба правит миром, все свершается по твердому закону" (IV,5,14).
Если рассматривать ее с научной стороны, то астрология была
грандиозной гипотезой, основанная на базе наиболее прогрессивной в то время
науки, астрономии, и она стремилась объяснить устройство вселенной. Так
объясняли ее силу и привлекательность ее античные критики. Строгий детерменизм
убирал из этого мира волю богов; астрология вела к атеизму, это замечали, но
редко.
Говоря о причинах такого распространения астрологии, как
кажется, необходимо остановится на нескольких важных моментах. Прежде всего,
как мы показали, астрология не была чем-то принципиально новым для греков, и
уже существовала какая-то почва для ее дальнейшего развития. Затем,
значительное влияние на распространение астрологии оказали философские учения,
особенно стоицизм с его учением о едином космосе. Ранние стоики ничего не
говорили на эту тему, но у нас есть свидетельство о том, что Хрисипп верил в
гороскопы (SVF II,954). Большое внимание астрологии уделялось и
неопифагореизмом, и неоплатонизмом (правда, Плотин пытался остановить ее
наступление (II,3; II,9,3), но безуспешно). Особое место ей отводилось в
герметизме: знание системы деканов и семи планет было путем к познанию бога
(Ascl.19, Exc.22).
Можно предположить вместе с Э.Р. Доддсом, что "ее
широкому распространению благоприятствовали политические условия: в те
беспокойные полстолетия, которые предшествовали римскому завоеванию Греции,
было особенно важно знать, что должно было произойти в ближайшем будущем".
Но политическая история Греции не отличалась особой стабильностью еще с V в. до
н.э., с Пелопоннесской войны, поэтому имеет смысл особо обратить внимание на те
изменения, которые произошли в эллинском мире за полтора столетия с похода
Александра. После расцвета александрийской науки начинается период
"бездумного компилирования и логомахии", застой наблюдается
практически во всех областях знания, кроме, разве что, медицины. После систем
Платона, Аристотеля, Зенона широко распространяется скептицизм, а затем - и различные
философско-мистические течения. Мы не будем касаться причин этого упадка, но
отметим, что "страх свободы" - бессознательное бегство от бремени
индивидуального выбора, о котором говорит Доддс ("в течение столетия или
больше индивид сталкивался лицом к лицу со своей интеллектуальной свободой, а
теперь он трусливо сбегал от этой опасной перспективы, считая, что лучше
жесткий детерминизм Судьбы, чем суровое бремя повседневной
ответственности"), вполне может объяснить успех астрологии в этом мире.
Примечания:
[1] Доклад был прочитан на конференции "История
естествознвнания и техники" в апреле 2001
Источник: |